Знакомство с Construct 2

Construct 2 — это популярный игровой конструктор для создания 2D игр. И сегодня я начинаю серию уроков по данной программе. В сегодняшней статье мы познакомимся с интерфейсом программы, а также разберемся, как создать простой проект и некоторые объекты.

 

Для начала пару слов о программе. Она не бесплатная. Точнее существует бесплатная версия, но с очень серьезными ограничениями. Для разработки большого проекта и экспорта его на различные платформы (PC, Android, iOS и другие) необходима покупка персональной лицензии Construct 2. На данный момент стоимость программы в Steam составляет 6400 рублей.

 

Установка программы самая обычная, поэтому не будем на этом останавливаться.

Запускаем программу Construct 2. Для создания нового проекта в меню File выбираем пункт New.

Знакомство с Construct 2 (скриншот 1)

Тут программа предложит использовать один из предустановленных шаблонов.

Чтобы создать обычный пустой проект, выбираем New empty project.

Знакомство с Construct 2 (скриншот 2)

Проект создан и открыт.

Слева в окне Properties отображаются параметры выделенного на данный момент объекта.

Знакомство с Construct 2 (скриншот 3)

Так как сейчас в окне Projects выделен весь проект (название), отображаются его главные параметры. Вот, что здесь есть:

 

About:

  • Name — название проекта (игры)
  • Version — версия игры
  • Description — описание проекта
  • ID — название пакета, записывается в формате: домен, название компании, название игры (например, ru.zhursky.game)
  • Author — автор игры
  • Email — электронная почта автора
  • Website — сайт автора

Project settings:

  • First layout — макет, с которого запускается готовая игра. Значение default — первый макет в папке Layouts (дерево проекта).
  • Use loader layout — собственный загрузчик игры. Если указано значение No — используется стандартный загрузчик.
  • Pixel rounding — округление значений размеров и положений. Например, спрайт находиться на позиции 100.32 (x), 505.78 (y). При включенной опции значения округлятся до 100 (x) и до 506 (y). Точно так же с размерами.
  • Preview effects — предпросмотр добавленных эффектов в браузере
  • Windows size — размер экрана игры (видимая часть). На макете обозначается пунктирными линиями.

Configuration Settings:

  • Preview browser — выбор браузера, в котором хотите просматривать (пробовать, тестировать) игру. Значение default — браузер используемый по умолчанию в Windows.
  • Fullscreen in browser — режимы масштабирования игры. Позже (в отдельной статье) разберемся в этом подробнее.
  • Fullscreen scaling — качество изображения при полноэкранном масштабировании игры (высокое или низкое)
  • Use high-DPI display — высокое разрешение дисплея (параметр для устройств с сенсорным экраном)
  • Orientations — ориентация экрана (любая, портретная, альбомная)
  • Enable WebGL — поддержка WebGL (библиотека для работы с интерактивной графикой)
  • Sampling — качество отображения спрайтов
  • Downscaling — качество спрайтов при изменении масштаба
  • Physics engine — выбор физического движка
  • Loader style — стиль загрузчика игры. Параметр игнорируется, если используется собственный загрузчик.
  • Preload sounds — использование предзагрузки звуков в игре
  • Pause on unfocus — установка игры на паузу, если она свернута или вышла из фокуса
  • Clear background — очистка экрана в начале каждого кадра

Идем дальше. В центре экрана находится рабочее пространство, в котором собственно и создается игра. Это макеты и списки событий. На макетах создается графическая часть игры, а в списках событий программная (грубо говоря, код).

Знакомство с Construct 2 (скриншот 4)

Часто при разработке игры приходится работать с достаточно большими макетами. Зажав клавишу Ctrl и прокручивая колесико мыши, вы можете приближать и отдалять макет. А для свободного перемещения макета, нажимаем на колесико мыши и перемещаем курсор.
Знакомство с Construct 2 (скриншот 5)

Справа, в окне Project отображается дерево проекта. Здесь собрано все, что используется в игре: макеты, списки событий, объекты, семьи, звуки, музыка и другие дополнительные файлы.

Знакомство с Construct 2 (скриншот 6)

В этом же окне присутствует вкладка Layers, на которой вы можете управлять слоями открытого макета. Слои нужны для разделения объектов на разные уровни.

Знакомство с Construct 2 (скриншот 7)

Теперь про добавление объектов. Дважды щелкаем левой кнопкой мыши по пустому месту на макете, чтобы появилось окно с выбором объекта. Подробнее со всеми объектами будем знакомиться при создании различных игр. А сейчас добавим обычный графический объект — Sprite.

Знакомство с Construct 2 (скриншот 8)

При добавлении любого графического объекта открывается его редактор.

Знакомство с Construct 2 (скриншот 9)

Редактор содержит минимальных набор необходимых инструментов: загрузка изображения, поворот изображения, изменение размера, ластик, кисти, заливка и прочие.

 

В окне Animations находится список анимаций объекта. А в окне Animation frames находятся кадры выбранной анимации. Пока у нас там всего один кадр. Добавлять их можно сколько угодно, но все таки желательно в разумных пределах.

 

Сейчас мы не будем загружать какие-то специальные изображения. Давайте просто выберем инструмент заливка, установим какой-нибудь цвет и закрасим объект.

Знакомство с Construct 2 (скриншот 10)

После чего закрываем редактор.

Мы увидим, что спрайт добавлен на макет. Также он будет в дереве проекта в папке Object types.

Знакомство с Construct 2 (скриншот 11)

Теперь о событиях. Создаются они в списке событий (по умолчанию называется Event sheet с порядковым номером). Строятся события по типу: условие — действие. То есть, когда условие выполняется, только тогда выполняется действие.

Знакомство с Construct 2 (скриншот 12)

Для добавления события нажимаем на ссылку Add event и создаем условие. Условие может быть системное или касаться какого-либо объекта.

Знакомство с Construct 2 (скриншот 13)

В одном событии может быть сколько угодно условий, проверяются они по порядку.

Когда необходимое условие создано, добавляем действие (ссылка Add action). Все действия также выполняются по порядку.

Знакомство с Construct 2 (скриншот 14)

При разработке игры создается достаточно много событий. Чтобы в них не путаться и быстро понимать для чего они созданы, можно оставлять небольшие комментарии. Для этого выделяем нужное событие и нажимаем на клавишу Q. Над событием добавится желтая строка, в которую и пишем об этом событии.

Знакомство с Construct 2 (скриншот 15)

И еще один важный момент, о котором я хочу рассказать. В названии всех макетов, списков событий, объектов и переменных используйте только латинские буквы. Никаких русских букв. Писать по-русски можно только в комментариях. Иначе может получится игра, которая будет вылетать или вообще не запустится.

 

На сегодня это все, мы познакомились с конструктором игр Construct 2, рассмотрели основы. В следующей статье мы поговорим про объекты и их поведения.